![]() |
Оригинальная обложка романа |
Тема еще
остается довольно актуальной, поэтому я и решила написать об этом. Здесь не
будет хвалебных отзывов о книге или фильме, потому что "Великий
Гэтсби" точно не для всех. Хотя если говорить об экранизации, она стала
вполне достойной романа.
Если бы я
была фанатом произведения Фицджеральда, то, возможно, уже давно разносила бы в
пух и прах голливудский фильм за это и вот это. Но я не являюсь фанатом ни
первого, ни второго, и просто поделюсь своими впечатлениями в попытке все это
объяснить. Разумеется, никто не решится сказать, что книга плоха. Но,
повторюсь, она может и не вызвать слишком бурных положительных эмоций.
В моем
случае читатель ждал что-то похожее на пылко любимую ему "Трилогию
желания" Драйзера. Но это было заблуждением. Название романа "Великий
Гэтсби" до прочтения ассоциировалось у меня с подробной историей об этом
великом человеке, его восхождении и достижении каких-то личных целей, возможно,
более приземленных. И тогда определение "великий" смогло бы более
отчетливо продемонстрировать свою двусмысленность. Ведь таким ли он был на
самом деле? В чем заключается величие Гэтсби? В огромном прекрасном доме, в
котором он живет в одиночестве, окруженный лишь сонмом слуг? В ежедневных
шикарных "sorry for party rocking"? В баснословном богатстве,
которого он добился загадочным способом? Очевидно, что автор имел в виду не
это. Тогда что? Подлинное и искреннее чувство – это единственное, что
является настоящим в потребительском мире, погрязшем в собственных пороках.
"Редкостный дар надежды, романтический запал, какого я ни в ком больше не
встречал", – как пишет
о нем сам Ник Каррауэй, ведущий повествование. Однако интересно, сохранил бы
Гэтсби эту удивительную надежду и веру, если бы любовь всей его жизни совершила
предательство или вдребезги разбила его сердце? Оно осталось бы таким же
чистым и непорочным или превратило своего хозяина в жестокого приземленного
циника, утратившего свою веру? Ведь мы так и не смогли узнать этого. Наивный
герой расценил бегство Дэзи из отеля, как страх перед деспотом мужа, а вскоре
сама история подошла к концу.
Возможно,
виной тому наш зачерствевший мир, но чувства Джея Гэтсби кажутся
неправдоподобными. В них нельзя поверить. Его невероятная надежда и
стремление к цели могут восхищать и окрылять, но его подчеркнуто слепая вера и
простодушие не могут не разочаровывать и вызывать чувство жалости. А что может
быть хуже жалости? Прямолинейное оскорбление будет в десятки раз лучше. Мы не
испытываем жалости к великим.
Лучший
вариант был не в совместной жизни с Дэзи, а в сохранении нынешнего положения.
Тот зеленый огонек, на который каждый день глядел Гэстби, не должен был
утратить свое значение, "свет неимоверного будущего счастья, которое
отодвигается с каждым днем", – говорит нам Ник Каррауэй. На что мы отвечаем
ему, что его и не было, оно никуда не движется, его просто нет. "Как
будто в нем зашевелилось сомнение в полноте обретенного счастья... Живая Дэзи в
чем-то не дотянула до Дэзи его мечтаний, – и дело тут было не в ней, а в
огромной силе созданного им образа. Этот образ был лучше ее, лучше всего на
свете". Пожалуй, это лучшая цитата из романа. Он любил не девушку, а этот
фантастический, полу-божественный образ, который он породил и взлелеял где-то в
душе с беспамятным трепетом и заботой. Жаль, что великий Гэтсби этого так и не
понял.
![]() |
А так выглядит Гэтсби 1974 года |
Идеи,
заложенные в книге, просматриваются во многих произведениях американской
литературы. Какие-то из них запоминаются лучше, какие-то хуже. Через пару
месяцев после прочтения романа Фицджеральда я забыла его концовку. Сидя в
кинотеатре, я смотрела финальные кадры в бассейне в некоторой растерянности. В
какой-то момент я была готова возмутиться подобной "отсебятине" в
фильме, но чуть позже, поняла, что все сцены близки к оригиналу.
Одноименный
фильм не умаляет идей книги, скорее напоминает о ней, а кому-то даже впервые
говорит о ее существовании. И сейчас я имею в виду экранизацию 2013 года с
Леонардо ДиКаприо, а не старый фильм, где роль Гэтсби исполнил не менее
известный Роберт Редфорд. Но я отвлекаюсь. Пускай это Голливуд, грамотная
реклама, набившие оскомину спецэффекты, приевшиеся кому-то актеры. Хотя я не
думаю, что жена Саши Барона Коэна успела кому-то надоесть. Тем не менее, разве
можно ждать чего-то большего? Красивая и яркая картинка, преувеличенные символы
и масштабы происходящего не искажают реальность, но пытаются отчетливее
продемонстрировать американский образ жизни тех лет. И, может, не только тех? А
современные треки как будто проводят параллель между временем Гэтсби и нашим.

Комментариев нет:
Отправить комментарий